Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Плакат

 Плакат (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать).

1)   ПЛАКАТ -  разновидность графики.

2)  ПЛАКАТ - единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги, полосе ткани), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

    Современный ПЛАКАТ является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала.

    До 2-й половины 19 в. ПЛАКАТОМ называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16 в.), политические афиши во Франции в 18 в. и т.п.

 Появление ПЛАКАТА (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные ПЛАКАТЫ быстро и большими тиражами.  Ведущая роль в развитии ПЛАКАТА в конце 19 века принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена).

   С 1920—30-х гг. ПЛАКАТ стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.

   В начале первого десятилетия 20 века появились политические ПЛАКАТЫ, лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических ПЛАКАТОВ были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии.

  В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный ПЛАКАТ (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и прочее).

   Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического ПЛАКАТА в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты выборные плакаты компартии и антифашистские ПЛАКАТЫ в Германии (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), ПЛАКАТЫ в защиту республики Испании.

    В годы 2-й мировой войны 1939—45 особенно большое распространение получили антифашистские ПЛАКАТЫ.

    В послевоенные годы — ПЛАКАТЫ в защиту мира (работы П. Пикассо во Франции, Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше).

    Советский политический ПЛАКАТ родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. В те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид Плаката — "Окна РОСТА". В 20-х — начале 30-х гг. важную роль в развитии советского Плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберг, А. И. Страхов.

    Во время Великой Отечественной войны 1941- 45г.г.  Плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом. В этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского ПЛАКАТА сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над Плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. Серебряный, В. А. Серов и др.

   Весной 1974 решением Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано издательство "Плакат".

 

     Современные ПЛАКАТЫ многофункциональны: они выполняют рекламную, агитационную, информационную, справочную функции. Увеличивается объем ПЛАКАТОВ в виртуальной среде.   

ПЛАКАТ должен восприниматься на большом расстоянии,

выделяясь среди других источников информации.

Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя,

активизировать его восприятие,

нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию,

ПЛАКАТ использует ряд специфических художественных средств:

  •   изобразительные метафоры;
  •  общепонятные символы;
  •  сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в    различных пространствах событий;
  •  обобщение формы предметов;
  •  характер шрифта;
  •  расположение текста;
  •   яркое условное декоративное цветовое решение;
  •  фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью); 

9.       Для многих ПЛАКАТОВ на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера;

10.                 обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска);
                кадрированность изображения;
         большая роль силуэта и яркого локального цветового пятна.
 

     Для большей эффективности воздействия ПЛАКАТА ведутся поиски новых методов привлечения внимания. Сегодня они все чаще основаны на знании психологических механизмов восприятия информации. Современные авторы ненавязчиво, не напрямую создают условия для изменения настроения зрителя, вызывают необходимые эмоции, нужные для коммуникативного процесса.

   ПЛАКАТ начинает взаимодействовать с видео и медиаобъектами, синтезируя новые возможности графики, используя фотографию, типографику, новейшие технологии. Формируется пространственная среда, которой можно пользоваться при помощи компьютера или телефона.

 ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ  НАЖМИТЕ           ЗДЕСЬ   

Борбат Елена © 2013 - 2017 Все права защищены. Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Please publish modules in offcanvas position.