Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Образовательная программа изостудии "МОЛЬБЕРТ"

                                                         

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                Возраст обучающихся – 7-14 лет

                                                Срок реализации программы – 3 года

                                                 Количество часов в год:

  Первый год обучения – 72 часов                                                                                                                                                            Второй и третий год – 144 часа

Все или почти все дети любят рисовать, лепить, раскрашивать. Иногда что-то не получается, потому что они мало знают о материалах, которыми работают. Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших эти законы, с возрастом пропадает всякий интерес к изобразительному искусству, а это обедняет человека. Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» как целостный курс, включает в себя: рисунок, живопись, графику, дизайн, а также традиционное народное творчество. Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развивать творческие способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический вкус), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Обоснованием такого подхода служит и тот факт, что детям, занимающимся в изостудии, занятия в рамках одного направления постепенно наскучивают, а это ведет к потере интереса к творчеству. Также при более узком подходе могут остаться нераскрытыми возможности воспитанника в других областях изобразительной деятельности. Однако стремление охватить в программе изостудии, рассчитанной на три года, как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, на самом деле часто чревато «хождением по верхам». Что формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях. Язык различных видов искусства делают художественную деятельность уникальным средством воспитания и развития ребенка. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающего мира. Организация художественно-творческой деятельности младших школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Это истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Поэтому большое внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и народному творчеству Актуальность этой программы заключается в том, чтобы помочь детям своевременно узнать, какими возможностями обладают, казалось бы, самые обыкновенные материалы для рисования, какие существуют приемы работы простым и цветными карандашами, фломастерами, гуашью, как работать с бумагой и трафаретами. Новизна программы состоит в том, что на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаш, фломастеры, акварель, гуашь), но и новейшие современные материалы для детского творчества (гелиевые ручки, различные виды цветной бумаги, картона, пленки, поролон). Кредо педагога – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

                                                                  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

                                                                 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

• знакомство с жанрами изобразительного искусства;

• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще-учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

• развитие колористического видения;

• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

• формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

• воспитание аккуратности.

Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она основана на программе «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.

Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет.

Форма организации занятий - индивидуально-групповая, что обусловлено целями и задачами программы. Целесообразно заниматься группой 12-15 человек два раза в неделю для детей 1 класса по одному академическому часу, для остальных по 2 часа два раза в неделю группой 10-12 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

• рисование с натуры

• рисование по представлению

• рисование на тему

• иллюстрирование

• декоративная работа с элементами дизайна

• аппликация

• беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

• репродуктивный метод – метод практического показа.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:

• приобретение новых знаний (теоретических)

• занятия по формированию знаний, умений, навыков ( самостоятельная деятельность ребенка под руководством педагога)

• повторение, подобные занятия являются заключительными.

• проверка знаний, умений, навыков

• комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач) В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься со всей группой, по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества

• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

• организация выставок детских работ

• создание и развитие детского коллектива

• работа с родителями Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Методы, обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Успешная реализация программы во многом зависит от правильной организации рабочего пространства студии. Помещение должно быть хорошо освещено. Методический материал, творческие работы должны храниться на специальных стеллажах. Помещение должно быть оборудовано специальными партами для рисования и черчения.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

• парты

• стулья

• доска

• смартдоска

• магнитофон

• жалюзи

• учебные пособия

• объяснительно-иллюстративный материал

• изделия народных промыслов

• репродукции картин

• натюрмортный фонд

НАТЮРМОРТНЫЙ ФОНД

1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические ( горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

4) Драпировки.

5) Гипсовые предметы: Орнаменты, гипсовые головы с античных слепков.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

• гуашь

• акварель

• кисти

• бумага

• картон

• клей

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)

• понятие композиция листа • понятие симметрии

• свойства красок и графических материалов

• азы линейной и воздушной перспективы

• основные приемы бумажной пластики

Будут уметь:

• смешивать цвета на палитре

• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

• работать самостоятельно и в коллективе

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место

• трудолюбие

• самостоятельность

• уверенность в своих силах

К концу второго года обучения дети будут знать:

• контрасты цвета

• гармонию цвета

• азы композиции

• пропорции плоскостных о объемных предметов

Будут уметь:

• выбирать формат и расположение листа

• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)

• работать с натуры

• доводить работу до конца

• использовать различные техники рисования гуашью

• работать с бумагой

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умение работать в группе

• ответственность

• самокритичность

• самоконтроль

К концу третьего года обучения дети будут знать:

• основы линейной перспективы

• основы закона композиции

• пропорции фигуры человека

• различные виды графики

• основы цветоведения

• основные жанры изобразительного искусства

Будут уметь:

• работать в различных жанрах

• выделять основное в композиции

• передавать движение фигуры

• строить орнаменты

• критически оценивать свои работы и работы товарищей

У них получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умения принимать конструктивную критику

• способность к адекватной самооценке

• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей

• трудолюбие, упорство в достижении цели

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)

• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)

• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

• через отчетные просмотры законченных работ;

• отслеживание личностного развития детей методом наблюдения. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый  год обучения

           

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

 

Организационные мероприятия

 

 

2

 

1

Введение в программу.

Правила техники безопасности

 

 

1

 

 

1

2

Графический тест «Рисую, как умею»

 

1

1

3

Рисуем штрихом

0,5

6,5

7

4

Линия, точка, пятно.

0,5

3,5

4

5

Конструирование из бумаги

1

7

8

6

Работа с трафаретами

1

4

5

7

Различные техники работы гуашью

2

9

11

8

Декоративное рисование

3

14

17

9

Иллюстрации к сказкам

1

6

7

10

Графомоторные упражнения

1

4

5

11

Выставка работ

Итоговое занятие года

 

2

2

12

Экскурсии

 

2

2

 

 

 

всего

72

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Организационные мероприятия: обработка заявлений, формирование групп, беседа с родителями.

 

1.Вводное занятие.

Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

 

2. Графический тест.  «Рисую, как умею».

 

3. Рисуем штрихом.

Подготовка руки к письму. Выполнение штриховых упражнений. Понятие « композиция листа». Рисунок простым карандашом, фломастером. Выполнение работ штриховкой фломастерами (пушистые игрушки, цветы, пейзажи, иллюстрации к сказкам).

   

4.Пятно и линия.

Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий».

Точка-«подружка линии». Техника «пуантелизма» (создание изображения при помощи одних точек).

Пятно как украшение рисунка.  «Характер пятна». Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.

 

5.Конструирование из бумаги.

Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, резания, скручивания и склеивания. Развитие мелкой моторики.

Работа с рваной бумагой.

Работа с мятой бумагой.  «Лепка» из мятой бумаги.

Смешанная техника (скручивание, складывание, скатывание, резание).

 

6. Работа с трафаретами.

 Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).

Печатанье по трафарету при помощи поролона.

Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов.

 

7.Различные техники работы с гуашью.

Живопись - язык цвета, цветное изображение мира.

Свойства красок. Гуашь. Какие бывают кисточки.  Техника «сухая кисть».

Рисование мягких игрушек.

Волшебные превращения красок – смешение цветов.

Техника «примакивание». Рисование деревьев.

Техника «тычок». Теплые и холодные цвета.

Понятие «плотный цвет».

 

8. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребенка.

Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества ( прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка.

Стилизованные натюрморты.

Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.

 

9. Иллюстрации к сказкам.

Сказка – любимый жанр художников. Характер сказочного героя. Цвет и характер.

10. Графомоторные упражнения.

Упражнения – рисунки, которые помогут формированию навыков правильного письма и развитию зрительно-моторной координации.

Коррекция дисграфии.

11. Экскурсии.

 Посещение художественных музеев и выставок. Путешествие в мир искусства. Музей-квартира В.Васнецова.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Второй год обучения

 

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование групп. Оформление заявлений. Беседа с  родителями. Особенности второго года обучения.

 

1

1

2.

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и принадлежности. Просмотр летних работ.

 

1

1

3.

Работа с трафаретами.

1

6

7

4.

Рисунок (карандаш).

2

10

12

5.

Натюрморт. Азы композиции.

3

10

13

6.

Жанры живописи.

6

 

6

7.

Бумажная пластика.

1

10

11

8.

Живопись – гармония цвета.

3

17

20

9.

Пейзаж.

5

17

22

9.

Декоративное рисование.

2

20

22

10.

Пластилинопластика.

1

6

7

11.

Народные промыслы России.

4

10

14

12.

Экскурсии на выставки и в музеи.

 

 

6

13.

Итоговое занятие. Выставка работ.

 

2

2

 

 

 

Всего

144

             

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Второй год обучения.

 

1.      Формирование групп.

2.      Вводное занятие.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Просмотр летних работ. Обсуждение.

 

3.      Работа с трафаретами.

Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Вырезание трафаретов. Печатанье поролоном. Многоцветная печать. Набрызг.

4.      Рисунок (карандаш).

Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды. 

5.      Натюрморт. Азы композиции.

 Композиция листа.  Композиции из геометрических тел. Построение натюрморта.

6.      История искусств. Жанры живописи:

 натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты.

7.      Бумажная пластика.

Знакомство с объемными и рельефными композициями. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки.

8.      Живопись – гармония цвета.

Основы цветоведения.  Гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте.

       9. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива.  Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение.

      10.Декоративное рисование

Рисование цветов. Рисование декоративных композиций. Основы дизайна.

      11. Пластилинопластика.

 Изображение в технике пластилинографии. «Подводный мир».

      12. Народные промыслы России.

Дымково. Матрешка. Городецкая роспись.

      13. Экскурсии на выставки и в музеи.

Экскурсии в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Третьяковскую галерею. Музей – усадьба « Коломенское».

 

Третий  год  обучения

 

п/п

 

Названия разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Формирование групп. Беседа с родителями.

 

 

2

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

2

 

2

2.

Графика.

2

20

22

3.

Натюрморт.

3

15

18

4.

Фигура и портрет человека.

2

10

12

5.

Образ природы.

5

15

20

6.

Декоративно – прикладное рисование.

2

20

22

7.

Народные промыслы России.

3

9

12

8.

Дизайн.

3

19

22

9.

Работа на пленэре.

2

6

8

10.

Экскурсии.

 

 

 

11.

Выставка работ.

 

2

2

12.

Итоговое занятие года.

 

2

2

 

Всего:

 

 

144

           

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

   Вводное занятие.

Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии. Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год. Просмотр летних работ.

2.      Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерные особенности.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке ( способ процарапывания).

Монотипия. Гравюра. Линогравюра. Гризайль.

3.      Натюрморт.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Натюрморт в холодных цветах. Натюрморт в теплой гамме.

4.      Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Наброски с натуры. Портрет в технике силуэта. Живописный портрет. Фигура человека в движении.

5 .Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях.

 

6.Декоративно-прикладное искусство.

Стилизация природных форм. Витражи. Роспись ткани.

          7. Народные промыслы России.

Жостово. Гжель.

    8. Дизайн.

Дизайн интерьера. Ландшафтный дизайн.

          9. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскиза с натуры. Рисование деревьев, цветов, архитектуры.

 

   10. Экскурсии.

Экскурсии в Третьяковскую галерею, в музей – усадьбу Царицыно.

 

11.Выставка работ.

 

 

 

 

 

 

Борбат Елена © 2013 - 2017 Все права защищены. Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Please publish modules in offcanvas position.