Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Рабочая программа по Изобразительному искусству. 5 класс 2019-2020

 

 

Аннотация

 к рабочей программе по Изобразительному искусству

5 класс

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.  5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Место предмета в учебном плане:

Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе. Количество часов по авторской программе – 34 (1 час в неделю), по рабочей программе - 34 часа (1 час в неделю). Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в соответствии с авторской программой.

 

                     Учебно-методический комплект включает в себя:

1.Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы. «Просвещение». Москва. 2015 год.

2. Учебник: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. «Просвещение». Москва. 2015 год.

3. Поурочные разработки. Горяева Н. А. / Под ред. Неменского Б. М.

«Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Поурочные разработки. 5 класс. «Просвещение». Москва 2015 год.

 

               Планируемые результаты освоения учебной программы:

Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

  • патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  •  осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,          своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению  на основе мотивации к обучению и познанию;
  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок : формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству  основного общего образования должны отражать:

·      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;

·      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

·      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;

·      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·      владение основами самоконтроля, самооценки;

·      умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

            Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:

·      формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;

·      развитие эмоционально – ценностного видения окружающего мира;

·      зрительной памяти, ассоциативного мышления;

·      развитие визуально – пространственного мышления;

·      освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;

·       воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

·      приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;

·      осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·      формирование стойкого интереса к творческой деятельности.      

 

Предметный результат выпускника  5  класса:

1.         Учащиеся должны  знать:

·         истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;

·         семантические значения традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

·         знать несколько народных промыслов;

 

 

2.         К окончанию  5   класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

·         умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;

·         выстраивать декоративные композиции;

·         создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;

·         владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства;

·         владеть навыками работы в конкретном материале.

 

      Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах изобразительного искусства, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.

 

Особенности организации контроля по изобразительному искусству

Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.

 Этапы оценивания детского рисунка

  • решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;     

·  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы,      как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  • владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.

 

 

Учёт ошибок и оценка работ. 

«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.

«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

«2» - поставленные задачи не выполнены.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов с углублённым изучением отдельных предметов» и включает в себя следующие компоненты:

1. титульный лист;

2. общую характеристику учебного предмета, курса;

3. планируемые результаты учебного предмета, курса;

4. тематическое планирование (учебно-тематический план);

5. формы и средства контроля;

6. лист согласования

                                            Содержание учебного предмета

                                              и календарное планирование

Содержание

Количество часов

ШРИФТ

5

НАТЮРМОРТ

10

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ.  ИСТОКИ

5

ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

4

ГРАФИКА

5

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

3

ВЫСТАВКА РАБОТ.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА

1

                     

 Тематическое (поурочное)  планирование с определением основных видов учебной деятельности

 


занятия

Тема урока



Виды деятельности учащихся,  УУД[1]

 

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

1.

 

Как писали на Руси. Вводное занятие. ТБ.

 

Понимать значение славянской письменности для России.

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

 

 Знать историю возникновения славянской письменности и ее значение для принятия христианства на Руси.

2.

Искусство шрифта

Понимать букву как изобразительно – смысловой символ звука.

 

Понимать декоративный язык изобразительного искусства.

3.

Дизайн плаката. Композиция плаката.

Приобретать представление о композиции шрифтового плаката.

Понимание слова и строки как элементов плоскостной композиции.

 

Приобретать новые композиционные навыки, навыки ритмической организации плоскости.

4.

Шрифт декоративный

Различать «архитектуру» шрифта.

 

Применять печатное слово в качестве элемента графической композиции.

Применять цвет в графических композициях.

5.

Поздравительная открытка «С Днем Учителя!».

Приобретать представление о композиции и цветовом оформлении поздравительного плаката.

 

Развивать культуру зрительского восприятия.

1.

Изображение предметного мира. Композиция.

Рассуждать о роли воображения в художественном творчестве.

Понимать и объяснять условности изобразительного языка.

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве.

 

 

Получать навыки художественного изображения предметов быта.

2.

Пятно – как средство выражения.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоскостных, символических) в зависимости от художественного изображения.

Осваивать композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

 

 

Уметь выделять композиционный центр.

 

3.

Композиция – ритм пятен.

Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

 

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов утвари.

4.

Выразительность форм.

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

 

Уметь выделить композиционный центр в собственном изображении.

5.

Цвет в натюрморте.

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

 

Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.

Различать теплые и холодные цвета.

 

6.

Техника «сухая кисть». Натюрморт «Цветы в вазе».

Получать представление о работе в различных техниках.

 

Понимать роль цвета при выполнении натюрмортных композиций.

7.

Техника «сухая кисть». «Моя любимая игрушка».

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

 

Получить навык художественного изображения методом «сухая кисть».

8.

Техника «тычок». Натюрморт с апельсином.

Рассуждать о разных художественных материалах и техниках и их выразительных свойствах.

 

Уметь работать в разных художественных техниках.

Уметь применять знания и навыки при работе в различных техниках при решении художественной задачи в своей работе.

9.

Натюрморт - в графике

Получать первичные знания о графическом изображении натюрморта.

 

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта по представлению.

Приобретать творческий опыт восприятия графических произведений.

10.

Натюрморт - автопортрет

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

 

Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

1.

Декоративно-прикладное искусство России. Истоки.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного декора.

 

Распознавать и систематизировать зрительный ряд материалов по декоративно-прикладному искусству.

Размышлять об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства.

2.

Символы и солярные знаки. Символ солнца.

Раскрывать символические значения, содержательный смысл знаков-образов в декоративном искусстве.

 

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

3.

Древо жизни.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Рассуждать о связи произведений народного искусства с природой

 

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах, народной вышивке, резьбе и росписи по дереву.

4.

Образ матери. Образы коня и всадника на коне.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Осознавать восприятие солярных знаков как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

 

 

Находить общие черты в разных произведениях народного искусства.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

5.

Символ «Птица счастья».

 

Понимать, что декор это не только украшение, но и носитель жизненно-важных смыслов.

 

 

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Понимать и объяснять ценность уникального народного искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

1.

Матрешка. История возникновения

Размышлять об истоках возникновения современной народной игрушки.

 

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать игрушки ведущих народных промыслов.

2.

Матрешка

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

 

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

3.

Городецкая роспись.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов

 

.

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

4.

Дымково. Глиняная игрушка.

Размышлять о магической роли глиняной игрушки в глубокой древности.

Находить традиционные древние образы в современных игрушках.

 

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла.

5.

Каргопольская и филимоновская игрушки.

Осознавать единство формы и декора в народной игрушке.

Различать особенности цветового строя, основных декоративных элементов росписи глиняных игрушек.

 

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

1.

Графика. Черное и белое. Чудо-рыба.

Осваивать первичные умения работать по представлению.

Получать представление о  различных графических техниках.

 

Развивать способность фантазировать.

2.

Занимательное насекомое.

Определять графическое изображение как ритм пятен и линий.

 

Приобретать опыт работы с графическими материалами и инструментами.

3.

Занимательное насекомое. Продолжение темы.

Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.

 

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности произведений изобразительного искусства, выполненных в технике «Графика».

4.

Фантазии на тему автомобиля.

Овладевать навыками работы с графическими материалами.

 

Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках.

5.

Итоговая работа темы «Графика».

Приобретать навык обобщенного, целостного видения формы.

 

Приобретать творческий опыт самостоятельного выполнения графических работ. Участвовать в выставке творческих работ.

1.

Жанры живописи. Натюрморт. Портрет.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни человека.

 

.

 

Объяснять, почему образуются разные виды искусства.

 

2.

Жанры живописи. Пейзаж. Бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр.

Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства ради нового понимания жизни.

 

Называть разные виды искусства.

Определять их назначение.

3.

Жанры живописи. Библейская живопись.

Анималистический жанр.

Различать понятия: жанр, сюжет, содержание.

Понимать историю развития жанров живописи как целостное представление о развитии культуры.

 

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием.

Активно участвовать в беседе по теме.

1.

Выставка работ учащихся. Подведение итогов.

 

 

 

           

 

 



 


 

О сайте

САЙТ   шагает в интернете
с 13 марта 2013 года
 

Карта посетителей ( c 4.10.2015 )

Фото дня

img_20140111_152411.jpg

Погода в доме

Цветение сирени картинка смайлик

CY

 

Поисковый анализ сайта

Любовь смайлики картинки гифки

Борбат Елена © 2013 - 2017 Все права защищены. Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Please publish modules in offcanvas position.