Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Книга - богатство нашего дома


    1.Кто создал славянскую письменность?

В городе Солуни, в Македонии, "жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии... У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом". Этими словами начинается "Житие Кирилла и Мефодия".

       Византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария входила тогда в состав Византии) распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Они создали азбуку, которую и назвали «Кириллица».

2.Когда в России отмечается День славянской письменности?

За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. А недавно в центре Москвы, на Славянской площади, просветителям этим был установлен памятник.  1991 году в России был утвержден государственный праздник в честь Кирилла и Мефодия. Отмечается он 24 мая. «День славянской письменности».

3.На чем писали древние славяне?

    Писали древние славяне на бересте.

Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – "писалом" – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. 

  4. О чем же писали наши предки в своих свитках?

 Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения..

5.Что говорил о ценности книг летописец Нестор?

    "...Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся ". Эти замечательные слова о книгах из "Повести временных лет" летописца Нестора. Написанные почти тысячу лет назад, они свидетельствуют о том, что уже тогда мудрые люди понимали значение и ценность одного из величайших изобретений человечества.

6.     Из чего делали первые книги? 

    Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

7.     Как защищали книгу от механических повреждений?

  Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад – своего рода металлическую "суперобложку". 

 

 

КАК УСТРОЕНА СОВРЕМЕННАЯ КНИГА.

 

 "...КНИГИ НАСТАВЛЯЮТ И НАУЧАЮТ НАС  ПУТИ  ПОКАЯНИЯ, 

     ИБО  МУДРОСТЬ  ОБРЕТАЕМ  В  СЛОВАХ  КНИЖНЫХ.

     ЭТО  -  РЕКИ,  НАПОЛНЯЮЩИЕ  ВСЕЛЕННУЮ ,

     ЭТО  -  ИСТОЧНИК  МУДРОСТИ,

     В  КНИГАХ  ВЕДЬ  НЕИЗМЕРИМАЯ  ГЛУБИНА:

     ИМИ  МЫ  В  ПЕЧАЛИ  УТОЛЯЕМСЯ". 

                                                     Летописец Нестор

В 1805 г. при разборке гардероба покойной императрицы Екатерины II была обнаружена старинная книга, написанная на пергамене. Когда она попала в руки специалистов-археографов, их радости не было предела. Из текста этой древнейшей рукописной книги – "Остромирова Евангелия" – следовало, что написана она была в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Его имя и закрепилось в названии книги. Дьякон Григорий писал "Остромирово Евангелие" шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день. Долгое время книга эта хранилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде – древнейшем книжном собрании, основанном Ярославом Мудрым. 

   Труд писца был нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два–четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

   Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

    Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Завершался раздел "концовкой" – небольшим рисунком, например изображением двух птиц, похожих на павлинов. 

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Это слово произошло от латинского minium – так называлась красная краска, которой расцвечивали средневековые рукописи. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера-иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие их размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения. 

Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились. В середине XVI в. в Москве по указу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Десять томов летописи охватили историю человечества и Руси от сотворения мира до 1567 г. 9 тыс. листов текста и 16 тыс. миниатюр содержит этот удивительный памятник живописи и письменности, работа над которым с перерывами продолжалась более тридцати лет. 

   Древние книжные миниатюры представляют собой не только художественную ценность. Дороги они для нас и как бесценный исторический источник. Изображение зданий, орудий труда, оружия, одежды, предметов быта – многое из того, что окружало человека в те времена, можно увидеть только в книгах на старинных миниатюрах.

    Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница. 

   Первую печатную книгу на Руси издал ИВАН ФЁДОРОВ.

 

   А теперь посмотрим, из каких частей состоит современная книга. Что общего у неё с Древнерусской рукописной книгой?

КНИГА состоит из:

1.Суперобложка –-лист, предохраняющий обложку от повреждения.

2. Обложка - оправа книги.

3.Форзац - двойной лист, соединяющий блок книги с обложкой. Может быть    оформлен  в зависимости от содержания.

4. Титульный лист - заглавная страница книги, на которой напечатано заглавие, имя автора, имя художника, год и место издания.

5.Заставка - рисунок в ширину листа в начале книги или главы, подсказывающий читателю  о чём пойдет речь.

7.Иллюстрация – рисунок, поясняющий что-либо. В художественной книге, раскрывающий смысл произведения.

6.Концовка - графическое украшение в конце главы или книги.

8. Буквица – первая буква главы, богато украшенная узорами.

9.Орнамент – рисунок из повторяющихся элементов. 

 

   Можно ли представить книгу, на переплете которой или на титульном листе нет рисунка?

   Можно ли увидеть книгу с оформлением. но без шрифта?

   Искусство оформления книги – это в значительной мере и искусство шрифта.

Успех художника здесь определяется прежде всего тем, гармонирует ли нарисованный им шрифт с текстом, литературной формой, стилем произведения, с индивидуальностью автора, с видом издания и типом литературы. А такая гармония требует от художника особенно большого мастерства, высокой художественной и общей культуры, постоянных творческих поисков, обязывает художников хорошо знать эпохи и стили.

   Художник – график делает книгу вместе с писателем – буклет.

   Затем изготавливается макет книги.

   С древних времен на Руси книга считалась лучшим подарком.

   Какие же бывают книги:

1.      Религиозные книги - Библия, Евангелие, Молитвослов, Житие святых.

2.      Детская литература - сказки, рассказы, повести, стихи …

3.      Художественная литература.

4.      Научная литература и учебники.

5.      Книги по искусству.

6.      Книги – сувениры.

7.      Подарочные книги.

8.      Справочная литература.

 

 

 

 

 

 

 

5.Вопросы для повторения и проверки знаний:

1.      Кто создал славянскую письменность?

2.      На чем писали в Древней Руси первые книги?

3.      Чем отличается обложка от суперобложки?

4.      Что должно быть написано на титульном листе?

5.      Как называется лист, соединяющий обложку с блоком книги?

6.      Кто был первопечатником на Руси?

 

 

                                         

Борбат Елена © 2013 - 2017 Все права защищены. Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Please publish modules in offcanvas position.