Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Урок №1. Как писали на Руси

         В городе Солуни, в Македонии, "жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии... У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом". Этими словами начинается "Житие Кирилла и Мефодия".

   Византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария входила тогда в состав Византии) распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Её-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейский и арабский языки.      Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в современном алфавите – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. 

Итак, славянский алфавит.

Первоначально он состоял из 43 букв, близких по написанию греческим.

Каждая из них имела свое название:

 А – "аз",

Б – "буки"

 ( соединяем названия этих букв и получаем слово… "азбука"),

 В – "веди",

 Г – "глаголь",

 Д – "добро" и так далее.

 Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры:

 "А" – цифру 1,

"В" – 2,

"Р" – 100.

 На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". 

В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица". Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. А недавно в центре Москвы, на Славянской площади, просветителям этим был установлен памятник.  1991 году в России был утвержден государственный праздник в честь Кирилла и Мефодия. Отмечается он 24 мая. «День славянской письменности».

 

   Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к XIII в. она почти полностью исчезла. 

   Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науке... 

 

    Писали древние славяне на бересте.

Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – "писалом" – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. 

   О чем же писали наши предки в своих свитках?

 Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой... ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя. 

      Записи Онфима – бесценное сокровище, ведь почти ничего не известно о школьном образовании средневековой Руси. Знаем мы только, что Ярослав Мудрый в XI в. предпринял первую попытку создать школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте. Писали ученики свои упражнения и на более удобных «тетрадях», которые назывались ЦЕРЫ. Цера – это небольшая дощечка с углублением с одной стороны, в которое заливали воск. С воска легко можно было стереть неудачную запись и освободить место для нового упражнения. Церы соединяли вместе по несколько штук, получалась тетрадь – КОДЕКС. Для написания букв пользовались тем же писалом, которым выцарапывали буквы и на бересте. А некоторые демонстрировали с удовольствием своё владение письмом на стенах церквей. Такие надписи были обнаружены на стенах Киевского и Новгородского соборов. Это свидетельствовало о том, что в XIвеке на Руси было не так уж мало грамотных людей и о том, что они не всегда правильно выбирали места для своих упражнений в искусстве письма.

Но Владимир и его сын Ярослав Мудрый устраивали школы не для того, чтобы обученные грамоте люди оставляли свои автографы на штукатурке. Уже в то время существовали книги, написанные русскими книжниками. 

    "...Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся ". Эти замечательные слова о книгах из "Повести временных лет" летописца Нестора. Написанные почти тысячу лет назад, они свидетельствуют о том, что уже тогда мудрые люди понимали значение и ценность одного из величайших изобретений человечества. 

    Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

  Правда, не все читали книги усердно. Древний автор рисует нам ленивого монаха, который листает книгу, считает тетради, из которых она составлена, смотрит в окно, потирает глаза, снова пробует читать, а в конце концов, закрыв книгу, спит до обеда. Не все и переписывали книги старательно. Часто писцы в послесловии просили прощения за  ошибки, которые они допустили по неразумению, или говоря друг с другом, или задумавшись. А в одной рукописи нашли приписку такого содержания: «Ох, книга, книга… Уже мне тошно от тебя…» Зато в конце книги  еще приписка:» Как радуется жених о невесте, как радуется заяц, избегнув сети, так радуется списатель книжный, увидев последний лист» 

Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад – своего рода металлическую "суперобложку". 

Один из древнейших и красивейших окладов принадлежит "Мстиславову Евангелию", созданному в Новгороде в начале XII в. Это настоящий шедевр ювелирного искусства. Все поле оклада покрыто изысканной золотой сканью. В центре – фигурная золотая запона с изображением Христа, ангелов и святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. По сторонам, на фоне скани, симметрично расположены драгоценные камни и эмальерные изображения святых. 

   Книга в дорогом окладе считалась ценным подарком. Ее часто вкладывали в храмы и монастыри "на помин души". В 1571 г. Иван Грозный вложил в Благовещенский собор Кремля "Евангелие" в редком по красоте золотом окладе.

    Чем же писались книги?  Чернилами!

Чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. 

   Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы – сосуда, похожего на современную перечницу. 

   Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паек. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – переписчиков книг за работой. 

   Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца, по краям оставляя поля. Под ногой у писца стояла невысокая подставка, так как писать было принято на колене. На пюпитре устанавливали образец, а на столе раскладывали письменные принадлежности: чернильницу, песочницу, перья и кисти, перочинный нож, линейку. Перья были гусиные из левого крыла гуся (такие удобнее затачивались для письма), а царственные особы писали лебедиными перьями. 

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств XI-XII вв. дошло до нас. Выходит, что сохранилась одна из тысячи. Книги гибли в огне пожарищ, от небрежного обращения, становились добычей захватчиков. Летопись повествует, что в 1382 г. хан Тохтамыш осадил Москву. Книги со всей округи свозили в один из кремлевских храмов. Они заполнили церковь по самые своды, но не спаслись – сгорели, когда татары ворвались в Кремль. Кроме того, книгам грозили прожорливые насекомые, которые прокладывали ходы в толще страниц. А мыши и крысы тоже были не прочь попробовать пергамен на вкус. Говорят, что и знаменитая, пропавшая бесследно, библиотека Ивана Грозного была съедена. Правда, не мышами, а осажденными в Кремле в начале в начале XVII века голодными поляками.

  Другой пример. В 1812 г. горела Москва. В доме известного собирателя древних рукописей графа Мусина-Пушкина погиб единственный сохранившийся список "Слова о полку Игореве". К счастью, бесценный памятник литературы к этому времени уже был опубликован. 

     На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был "устав" – с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный "устав" сменил "полуустав" с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать "скорописью" – плавно соединяя соседние буквы. В XVI-XVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма. 

   Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом – вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название – вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента.

 

Запись в тетрадь.  РАБОТАЕМ НА ЛИСТЕ №2

КАК ПИСАЛИ НА РУСИ

24 мая – День славянской письменности.

Братья Кирилл ( в миру Константин Философ) и Мефодий- византийские монахи создали славянскую письменность и сделали первый перевод Библии на славянский язык. Поэтому эта азбука и называется «Кириллица».

В древней Руси пользовались еще одной азбукой "Глаголицей". 

А – «аз»

Б – «буки»   -    «АЗБУКА»

В этой азбуке было 43 буквы.

Цифры и числа тоже обозначались буквами: А - 1,   В - 2,  Ц - 500 и т. д. 

Писали в Древней Руси на:

бересте (коре березы),

на коже («пергамене»)

и на дощечке, залитой воском –« цере» палочкой-«писалом». А затем чернилами при помощи гусиного пера.

Устав  - письмо прямыми буквами без наклона.

Полуустав – буквы с наклоном.

Скоропись – слитное написание букв.

Вязь – украшение букв.

 

 Вопросы для повторения:

1.    Кто создал славянскую письменность?

2.    На чем писали в Древней Руси?

3.    Как называется письмо буквами без наклона?

4.    Как называется украшение букв заголовков?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

1. Первый лист у нас сложен треугольником.

2. Принести на следующий урок:

     тетрадь;

     карандаш;

     ластик;

     линейку;

     фломастеры ( достаточно 6 цветов). 

3. Приготовить заранее, но в школу не приносить до соответствующей записи в дневнике:

   гуашь 12 цветов;

   папку с листами для черчения  А3;

   кисти  №2-3,  №5,  №7-8,

   Тряпочку для вытирания парты и кистей.

Баночки для воды есть в классе. 

 

                                          

Борбат Елена © 2013 - 2017 Все права защищены. Сайт учителя Изобразительного искусства и черчения

Please publish modules in offcanvas position.