к рабочей программе по Изобразительному искусству
5 класс
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Место предмета в учебном плане:
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе. Количество часов по авторской программе – 34 (1 час в неделю), по рабочей программе - 34 часа (1 час в неделю). Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в соответствии с авторской программой.
Учебно-методический комплект включает в себя:
1.Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы. «Просвещение». Москва. 2015 год.
2. Учебник: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс. «Просвещение». Москва. 2015 год.
3. Поурочные разработки. Горяева Н. А. / Под ред. Неменского Б. М.
«Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Поурочные разработки. 5 класс. «Просвещение». Москва 2015 год.
Планируемые результаты освоения учебной программы:
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
- патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок : формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству основного общего образования должны отражать:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки;
· умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;
· развитие эмоционально – ценностного видения окружающего мира;
· зрительной памяти, ассоциативного мышления;
· развитие визуально – пространственного мышления;
· освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат выпускника 5 класса:
1. Учащиеся должны знать:
· истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;
· семантические значения традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
· знать несколько народных промыслов;
2. К окончанию 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
· выстраивать декоративные композиции;
· создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
· владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства;
· владеть навыками работы в конкретном материале.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах изобразительного искусства, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Особенности организации контроля по изобразительному искусству
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания детского рисунка
- решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
· качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.
Учёт ошибок и оценка работ.
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены.
Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов с углублённым изучением отдельных предметов» и включает в себя следующие компоненты:
1. титульный лист;
2. общую характеристику учебного предмета, курса;
3. планируемые результаты учебного предмета, курса;
4. тематическое планирование (учебно-тематический план);
5. формы и средства контроля;
6. лист согласования
Содержание учебного предмета
и календарное планирование
Содержание |
Количество часов |
ШРИФТ |
5 |
НАТЮРМОРТ |
10 |
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ИСТОКИ |
5 |
ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА |
4 |
ГРАФИКА |
5 |
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ |
3 |
ВЫСТАВКА РАБОТ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА |
1 |
Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ |
Тема урока
|
Виды деятельности учащихся, УУД[1]
|
Тип урока |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся |
|
1. |
Как писали на Руси. Вводное занятие. ТБ.
|
Понимать значение славянской письменности для России. Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. |
|
Знать историю возникновения славянской письменности и ее значение для принятия христианства на Руси. |
|
2. |
Искусство шрифта |
Понимать букву как изобразительно – смысловой символ звука. |
|
Понимать декоративный язык изобразительного искусства. |
|
3. |
Дизайн плаката. Композиция плаката. |
Приобретать представление о композиции шрифтового плаката. Понимание слова и строки как элементов плоскостной композиции. |
|
Приобретать новые композиционные навыки, навыки ритмической организации плоскости. |
|
4. |
Шрифт декоративный |
Различать «архитектуру» шрифта. |
|
Применять печатное слово в качестве элемента графической композиции. Применять цвет в графических композициях. |
|
5. |
Поздравительная открытка «С Днем Учителя!». |
Приобретать представление о композиции и цветовом оформлении поздравительного плаката. |
|
Развивать культуру зрительского восприятия. |
|
1. |
Изображение предметного мира. Композиция. |
Рассуждать о роли воображения в художественном творчестве. Понимать и объяснять условности изобразительного языка. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве.
|
|
Получать навыки художественного изображения предметов быта. |
|
2. |
Пятно – как средство выражения. |
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоскостных, символических) в зависимости от художественного изображения. Осваивать композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.
|
|
Уметь выделять композиционный центр.
|
|
3. |
Композиция – ритм пятен. |
Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. |
|
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов утвари. |
|
4. |
Выразительность форм. |
Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. |
|
Уметь выделить композиционный центр в собственном изображении. |
|
5. |
Цвет в натюрморте. |
Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. |
|
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Различать теплые и холодные цвета.
|
|
6. |
Техника «сухая кисть». Натюрморт «Цветы в вазе». |
Получать представление о работе в различных техниках. |
|
Понимать роль цвета при выполнении натюрмортных композиций. |
|
7. |
Техника «сухая кисть». «Моя любимая игрушка». |
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. |
|
Получить навык художественного изображения методом «сухая кисть». |
|
8. |
Техника «тычок». Натюрморт с апельсином. |
Рассуждать о разных художественных материалах и техниках и их выразительных свойствах. |
|
Уметь работать в разных художественных техниках. Уметь применять знания и навыки при работе в различных техниках при решении художественной задачи в своей работе. |
|
9. |
Натюрморт - в графике |
Получать первичные знания о графическом изображении натюрморта. |
|
Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта по представлению. Приобретать творческий опыт восприятия графических произведений. |
|
10. |
Натюрморт - автопортрет |
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. |
|
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. |
|
1. |
Декоративно-прикладное искусство России. Истоки. |
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного декора. |
|
Распознавать и систематизировать зрительный ряд материалов по декоративно-прикладному искусству. Размышлять об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства. |
|
2. |
Символы и солярные знаки. Символ солнца. |
Раскрывать символические значения, содержательный смысл знаков-образов в декоративном искусстве. |
|
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту. |
|
3. |
Древо жизни. |
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Рассуждать о связи произведений народного искусства с природой |
|
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах, народной вышивке, резьбе и росписи по дереву. |
|
4. |
Образ матери. Образы коня и всадника на коне. |
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Осознавать восприятие солярных знаков как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
|
|
Находить общие черты в разных произведениях народного искусства. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. |
|
5. |
Символ «Птица счастья». |
Понимать, что декор это не только украшение, но и носитель жизненно-важных смыслов.
|
|
Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Понимать и объяснять ценность уникального народного искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. |
|
1. |
Матрешка. История возникновения |
Размышлять об истоках возникновения современной народной игрушки. |
|
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать игрушки ведущих народных промыслов. |
|
2. |
Матрешка |
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. |
|
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
|
3. |
Городецкая роспись. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов |
|
. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. |
|
4. |
Дымково. Глиняная игрушка. |
Размышлять о магической роли глиняной игрушки в глубокой древности. Находить традиционные древние образы в современных игрушках. |
|
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла. |
|
5. |
Каргопольская и филимоновская игрушки. |
Осознавать единство формы и декора в народной игрушке. Различать особенности цветового строя, основных декоративных элементов росписи глиняных игрушек. |
|
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. |
|
1. |
Графика. Черное и белое. Чудо-рыба. |
Осваивать первичные умения работать по представлению. Получать представление о различных графических техниках. |
|
Развивать способность фантазировать. |
|
2. |
Занимательное насекомое. |
Определять графическое изображение как ритм пятен и линий. |
|
Приобретать опыт работы с графическими материалами и инструментами. |
|
3. |
Занимательное насекомое. Продолжение темы. |
Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды. |
|
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности произведений изобразительного искусства, выполненных в технике «Графика». |
|
4. |
Фантазии на тему автомобиля. |
Овладевать навыками работы с графическими материалами. |
|
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках. |
|
5. |
Итоговая работа темы «Графика». |
Приобретать навык обобщенного, целостного видения формы. |
|
Приобретать творческий опыт самостоятельного выполнения графических работ. Участвовать в выставке творческих работ. |
|
1. |
Жанры живописи. Натюрморт. Портрет. |
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни человека.
. |
|
Объяснять, почему образуются разные виды искусства.
|
|
2. |
Жанры живописи. Пейзаж. Бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. |
Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства ради нового понимания жизни. |
|
Называть разные виды искусства. Определять их назначение. |
|
3. |
Жанры живописи. Библейская живопись. Анималистический жанр. |
Различать понятия: жанр, сюжет, содержание. Понимать историю развития жанров живописи как целостное представление о развитии культуры. |
|
Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием. Активно участвовать в беседе по теме. |
|
1. |
Выставка работ учащихся. Подведение итогов. |
|
|
|
|