Рабочая учебная программа по ИЗО. 5 класс

Печать

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС.

            Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Изобразительному искусству»:

·          формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·          развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·          освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·          воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·          приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·          приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

·         развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

 

 

Раздел II

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально – пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Программа учитывает традиции российского художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.  Предполагается вариативность решения поставленных задач.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

 Тема  5  класса – «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. В 5 классе в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно – декоративный язык изображения.

 

 

Раздел III

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Изобразительного искусства» в 5 классе –  34 часа. Данная рабочая программа предусматривает изучение «Изобразительного искусства» в  5  классе с расчётом на  34 часа ( 1 час в неделю).

Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую Изобразительное искусство выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно – образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка.

 

Раздел IV

Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству  основного общего образования должны отражать:

·      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;

·      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

·      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;

·      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·      владение основами самоконтроля, самооценки;

·      умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

            Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:

·      формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;

·      развитие эмоционально – ценностного видения окружающего мира;

·      зрительной памяти, ассоциативного мышления;

·      развитие визуально – пространственного мышления;

·      освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;

·       воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

·      приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;

·      осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·      формирование стойкого интереса к творческой деятельности.      

 

Предметный результат выпускника  5  класса:

1.         Учащиеся должны  знать:

·         истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;

·         семантические значения традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

·         знать несколько народных промыслов;

 

 

2.         К концу  5   класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

·         умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;

·         выстраивать декоративные композиции;

·         создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;

·         владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства;

·         владеть навыками работы в конкретном материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V.I.

Содержание учебного предмета и календарное планирование

Содержание

Количество часов

Сроки

ШРИФТ

5

 

НАТЮРМОРТ

10

 

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ.  ИСТОКИ

5

 

ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

5

 

ГРАФИКА

5

 

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

3

 

ВЫСТАВКА РАБОТ.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА

1

 

ВСЕГО:

34

 


 

Раздел V.II.

 Краткие аннотации содержания каждой темы

 

Содержание

Тема 1. ШРИФТЫ

 

Краткая аннотация

История славянской письменности. Буква и искусство шрифта. Архитектура шрифта. Шрифтовые гарнитуры. Шрифты декоративные.

Шрифт и содержание текста. Шрифтовой плакат.

Обучающиеся должны знать

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

Основы возникновения славянской письменности. Особенности шрифтовых гарнитур. Правила композиции шрифтового плаката.

Обучающиеся должны уметь

Применять типографскую строку в качестве элемента декоративной композиции. Правильно размещать текст на плакате. Аккуратно выполнять шрифтовые работы.

 

 

Содержание

Тема 2. НАТЮРМОРТ

Краткая аннотация

Многообразие форм изображения мира вещей. Пятно как средство выражения. Композиционное построение натюрморта. Композиция – ритм пятен.  Цвет в натюрморте. Натюрморт - в графике. Изображение предметов как знаков характеристики человека.

Обучающиеся должны знать

Различные способы изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных).

Способы композиционного построения натюрморта.

 Эстетические соотношения цветовых пятен. Способы смешения цветов.

Обучающиеся должны уметь

Составлять композиции из цветовых пятен, из предметов посуды.

Силуэтно изображать предметы посуды и кухонной утвари.

Пользоваться различными приемами работы с цветом (гуашь).

 

 

Содержание

ДЕКОРАТИВНО–ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ИСТОКИ.

Краткая аннотация

Истоки образного языка декоративно – прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, эпосом, мировосприятием. Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки. Древние символы и образы: конь и всадник на коне, птица счастья, древо жизни, образ матери.

Обучающиеся должны знать

Глубинные смыслы основных знаков – символов народного прикладного искусства. Отмечать их лаконично – выразительную красоту.

Обучающиеся должны уметь

Создавать декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.

 

 

Содержание

ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА

Краткая аннотация

Общность современных народных промыслов России. Их истоки.

Магическая роль глиняной и деревянной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

Обучающиеся должны знать

Историю возникновения народной игрушки. Отличительные особенности форм, декора игрушек, принадлежащих разным художественным промыслам.

Обучающиеся должны уметь

Владеть приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Выполнять основные элементы народных орнаментов.

 

 

Содержание

ГРАФИКА

Краткая аннотация

Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. Ритмическая организация листа.

Графические материалы и техники.

Обучающиеся должны знать

О выразительных возможностях линии. Что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. О различных графических техниках.

Обучающиеся должны уметь

Выполнять графический плоскостной натюрморт по представлению.

Строить композиции на основе ритма пятна и линии.

 

 

Содержание

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Краткая аннотация

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр натюрморта как изображение предметного мира. Художественно – выразительные средства натюрморта.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение переживаний и впечатлений художника. Виды пейзажей.

Изображение обыденной жизни людей в истории искусств – бытовой жанр.

Исторический жанр. Батальный жанр. Картины на библейские темы.

Обучающиеся должны знать

Жанры живописи и историю их развития.

Условности изобразительного языка. Картины выдающихся живописцев.

Обучающиеся должны уметь

Распознавать различные жанры изобразительного искусства. Характеризовать смысл художественного образа.

 

 

 

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА. ВЫСТАВКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VI

Тематическое (поурочное)  планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

 


занятия

Тема урока



Виды деятельности учащихся,  УУД[1]

 

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Дата

Внеурочная предметная деятельность

(музеи, экскурсии, проекты и др,)

Раздел 1:

ШРИФТЫ -  5 ч.

 

1.

 

Как писали на Руси. Вводное занятие. ТБ.

 

Понимать значение славянской письменности для России.

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

 

 Знать историю возникновения славянской письменности и ее значение для принятия христианства на Руси.

 

 

2.

Искусство шрифта

Понимать букву как изобразительно – смысловой символ звука.

 

Понимать декоративный язык изобразительного искусства.

 

3.

Дизайн плаката. Композиция плаката.

Приобретать представление о композиции шрифтового плаката.

Понимание слова и строки как элементов плоскостной композиции.

 

Приобретать новые композиционные навыки, навыки ритмической организации плоскости.

 

 

4.

Шрифт декоративный

Различать  «архитектуру» шрифта.

 

Применять печатное слово в качестве элемента графической композиции.

Применять цвет в графических композициях.

 

 

5.

Поздравительная открытка «С Днем Учителя!».

Приобретать представление о композиции и цветовом оформлении поздравительного плаката.

 

Развивать культуру зрительского восприятия.

 

 

Раздел 2:

НАТЮРМОРТ – 10  ч.

 

1.

Изображение предметного мира. Композиция.

Рассуждать о роли воображения в художественном творчестве.

Понимать и объяснять условности изобразительного языка.

Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве.

 

 

Получать навыки художественного изображения предметов быта.

 

 

2.

Пятно – как средство выражения.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоскостных, символических) в зависимости от художественного изображения.

Осваивать композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.

 

 

Уметь выделять композиционный центр.

 

 

3.

Композиция – ритм пятен.

Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

 

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов утвари.

 

4.

Выразительность форм.

Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы.

 

Уметь выделить композиционный центр в собственном изображении.

 

 

5.

Цвет в натюрморте.

Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.

 

Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.

Различать теплые и холодные цвета.

 

 

 

с6.

Техника «сухая кисть». Натюрморт «Цветы в вазе».

Получать представление о работе в различных техниках.

 

Понимать роль цвета при выполнении натюрмортных композиций.

 

 

7.

Техника «сухая кисть». «Моя любимая игрушка».

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир.

 

Получить навык художественного изображения методом «сухая кисть».

 

 

8.

Техника «тычок». Натюрморт с апельсином.

Рассуждать о разных художественных материалах и техниках и их выразительных свойствах.

 

Уметь работать в разных художественных техниках.

Уметь применять знания и навыки при работе в различных техниках при решении художественной задачи в своей работе.

 

 

9.

Натюрморт - в графике

Получать первичные знания о графическом изображении натюрморта.

 

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта по представлению.

Приобретать творческий опыт восприятия графических произведений.

 

 

10.

Натюрморт - автопортрет

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

 

Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

 

 

 

Раздел  3

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ИСТОКИ. – 5 часов

1.

Декоративно-прикладное искусство России. Истоки.

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного декора.

 

Распознавать и систематизировать зрительный ряд материалов по декоративно-прикладному искусству.

Размышлять об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства.

 

 

2.

Символы и солярные знаки. Символ солнца.

Раскрывать символические значения, содержательный смысл знаков-образов в декоративном искусстве.

 

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

 

 

3.

Древо жизни.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Рассуждать о связи произведений народного искусства с природой

 

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах, народной вышивке, резьбе и росписи по дереву.

 

 

4.

Образ матери. Образы коня и всадника на коне.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Осознавать восприятие солярных знаков как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

 

 

Находить общие черты в разных произведениях народного искусства.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

 

 

5.

Символ «Птица счастья».

 

Понимать, что декор это не только украшение, но и носитель жизненно-важных смыслов.

 

 

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Понимать и объяснять ценность уникального народного искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

 

 

Раздел 4

ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА – 5 часов

 

1.

Матрешка. История возникновения

Размышлять об истоках возникновения современной народной игрушки.

 

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать игрушки ведущих народных промыслов.

 

 

2.

Матрешка

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

 

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

 

 

3.

Городецкая роспись.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов

 

.

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

 

 

4.

Дымково. Глиняная игрушка.

Размышлять о магической роли глиняной игрушки в глубокой древности.

Находить традиционные древние образы в современных игрушках.

 

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла.

 

 

5.

Каргопольская и филимоновская игрушки.

Осознавать единство формы и декора в народной игрушке.

Различать особенности цветового строя, основных декоративных элементов росписи глиняных игрушек.

 

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

 

 

Раздел  5

ГРАФИКА  5 часов

1.

Графика. Черное и белое. Чудо-рыба.

Осваивать первичные умения работать по представлению.

Получать представление о  различных графических техниках.

 

Развивать способность фантазировать.

 

 

2.

Занимательное насекомое.

Определять графическое изображение как ритм пятен и линий.

 

Приобретать опыт работы с графическими материалами и инструментами.

 

 

3.

Занимательное насекомое. Продолжение темы.

Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды.

 

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности произведений изобразительного искусства, выполненных в технике «Графика».

 

 

4.

Фантазии на тему автомобиля.

Овладевать навыками работы с графическими материалами.

 

Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках.

 

 

5.

Итоговая работа темы «Графика».

Приобретать навык обобщенного, целостного видения формы.

 

Приобретать творческий опыт самостоятельного выполнения графических работ. Участвовать в выставке творческих работ.

 

 

Раздел 6

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ – 3 часа

1.

Жанры живописи. Натюрморт. Портрет.

Рассуждать о значении и роли искусства в жизни человека.

 

.

 

Объяснять, почему образуются разные виды искусства.

 

 

 

2.

Жанры живописи. Пейзаж. Бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр.

Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства ради нового понимания жизни.

 

Называть разные виды искусства.

Определять их назначение.

 

 

3.

Жанры живописи. Библейская живопись.

Анималистический жанр.

Различать понятия: жанр, сюжет, содержание.

Понимать историю развития жанров живописи как целостное представление о развитии культуры.

 

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием.

Активно участвовать в беседе по теме.

 

 

Раздел 7.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА  -  1 час

1.

Выставка работ учащихся. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VII

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методические средства обучения

 

№ п/п

Учебно-методические средства обучения для обучающихся

 

Расположение

1.                   

 

 

2.                   

 

 

3.                   

 

 

4.                   

 

 

 

Мультимедийные пособия

№ п/п

Мультимедийные пособия

Расположение

1.                   

 

 

2.                   

 

 

 

Учебно-методические средства для учителя

 

№ п/п

Учебно-методические средства для учителя

 

Расположение

1.                   

 

 

2.                   

 

 

3.                   

 

 

4.                   

 

 

5.                   

 

 

 

Словари и справочники

 

№ п/п

Словари и справочники

 

Расположение

1.                   

 

 

2.                   

 

 

3.                   

 

 

 

Или в форме  бланков

«Учебно – методическое  обеспечение  учебной темы»

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VIII.1.

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

Контрольно-измерительные материалы в виде

·      специальных контрольно-методических срезов входного уровня обучаемости,

·      промежуточная диагностика,

·      диагностика  результативности обучения  по теме «в формате ФГОС» уровня развития предметных знаний, а также регулятивных, познавательных и  коммуникативных УУД по окончанию изучения темы.

 

 

 

 

 

 

 

Приложения[2] содержат:

 

            Файл 1

            Набор технологических карт уроков для изучения содержания данной темы с целеполаганием учителя и ученика.

 

            Файл 2

Картотека форм и видов учебной работы по  теме, систематизированная по параметрам учебного успеха ученика для  обеспечения возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса, для построения  программ развития ученика средствами учебного предмета. Карточки для индивидуальной работы для повторения. Разноуровневые домашние задания.

 

            Файл 3

            Темы учебных проектов. Информационная поддержка – литература, сайты и т.д.  

 

            Файл 4

            Медиа-сопровождение темы: разработки уроков с компьютерными презентациями, учебные и познавательные компьютерные программы, Интернет- сайты, видеофайлы и т.д.

 

Файл 5

Таблицы и раздаточный материал по ____ для _____ класса.

 

Файл 6

Материалы для подготовки к переводному экзамену. Материал экзаменационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VIII.2.

 

Краткое обобщение результатов успеваемости _______ класса

в предыдущем учебном году

 

 

В ____ классе ____ учащихся. Большинство учеников класса имеют высокий уровень мотивации, способны быстро и качественно выполнять задания, внимательно слушать объяснения учителя, а также находить и обрабатывать нужную информацию самостоятельно.

 

По результатам диагностики актуального уровня знаний выделяется группа обучающихся нуждающихся в индивидуальной педагогической помощи:

 

 

Фамилия, имя

Основные направления педагогической помощи при освоении обучающимся программы _____ класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

[2] Наполняемость Приложения по мере подготовки и проведения уроков.