ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС.
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению «Изобразительному искусству»:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
· освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
· приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
· развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Раздел II
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно - творческую деятельность, художественно - эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы различных видов визуально – пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно - прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Программа учитывает традиции российского художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Предполагается вариативность решения поставленных задач.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. В 5 классе в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно – декоративный язык изображения.
Раздел III
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение «Изобразительного искусства» в 5 классе – 34 часа. Данная рабочая программа предусматривает изучение «Изобразительного искусства» в 5 классе с расчётом на 34 часа ( 1 час в неделю).
Направленность курса на развитие художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями, создает условия и для реализации надпредметной функции, которую Изобразительное искусство выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на освоении художественно – образного языка, средств художественной выразительности, на систематическом освоении художественного наследия культуры своего народа и предполагают развитие эмоционально – нравственного потенциала ребенка.
Раздел IV
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
- патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок : формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по Изобразительному искусству основного общего образования должны отражать:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки;
· умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт художественно - творческой деятельности:
· формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;
· развитие эмоционально – ценностного видения окружающего мира;
· зрительной памяти, ассоциативного мышления;
· развитие визуально – пространственного мышления;
· освоение культуры во всем ее многообразии жанров и стилей;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
· приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств, в том числе базирующихся на ИКТ;
· осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
· формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат выпускника 5 класса:
1. Учащиеся должны знать:
· истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;
· семантические значения традиционных образов и мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
· знать несколько народных промыслов;
2. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· умело пользоваться языком декоративно – прикладного искусства;
· выстраивать декоративные композиции;
· создавать художественно – декоративные объекты предметной среды;
· владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства;
· владеть навыками работы в конкретном материале.
Раздел V.I.
Содержание учебного предмета и календарное планирование
Содержание | Количество часов | Сроки |
ШРИФТ | 5 |
|
НАТЮРМОРТ | 10 |
|
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ИСТОКИ | 5 |
|
ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА | 5 |
|
ГРАФИКА | 5 |
|
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ | 3 |
|
ВЫСТАВКА РАБОТ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА | 1 |
|
ВСЕГО: | 34 |
|
Раздел V.II.
Краткие аннотации содержания каждой темы
Содержание | Тема 1. ШРИФТЫ
|
Краткая аннотация | История славянской письменности. Буква и искусство шрифта. Архитектура шрифта. Шрифтовые гарнитуры. Шрифты декоративные. Шрифт и содержание текста. Шрифтовой плакат. |
Обучающиеся должны знать | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Основы возникновения славянской письменности. Особенности шрифтовых гарнитур. Правила композиции шрифтового плаката. |
Обучающиеся должны уметь | Применять типографскую строку в качестве элемента декоративной композиции. Правильно размещать текст на плакате. Аккуратно выполнять шрифтовые работы. |
|
|
Содержание | Тема 2. НАТЮРМОРТ |
Краткая аннотация | Многообразие форм изображения мира вещей. Пятно как средство выражения. Композиционное построение натюрморта. Композиция – ритм пятен. Цвет в натюрморте. Натюрморт - в графике. Изображение предметов как знаков характеристики человека. |
Обучающиеся должны знать | Различные способы изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных). Способы композиционного построения натюрморта. Эстетические соотношения цветовых пятен. Способы смешения цветов. |
Обучающиеся должны уметь | Составлять композиции из цветовых пятен, из предметов посуды. Силуэтно изображать предметы посуды и кухонной утвари. Пользоваться различными приемами работы с цветом (гуашь). |
|
|
Содержание | ДЕКОРАТИВНО–ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ИСТОКИ. |
Краткая аннотация | Истоки образного языка декоративно – прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, эпосом, мировосприятием. Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки. Древние символы и образы: конь и всадник на коне, птица счастья, древо жизни, образ матери. |
Обучающиеся должны знать | Глубинные смыслы основных знаков – символов народного прикладного искусства. Отмечать их лаконично – выразительную красоту. |
Обучающиеся должны уметь | Создавать декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов. |
|
|
Содержание | ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА |
Краткая аннотация | Общность современных народных промыслов России. Их истоки. Магическая роль глиняной и деревянной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек. |
Обучающиеся должны знать | Историю возникновения народной игрушки. Отличительные особенности форм, декора игрушек, принадлежащих разным художественным промыслам. |
Обучающиеся должны уметь | Владеть приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Выполнять основные элементы народных орнаментов. |
|
|
Содержание | ГРАФИКА |
Краткая аннотация | Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. Ритмическая организация листа. Графические материалы и техники. |
Обучающиеся должны знать | О выразительных возможностях линии. Что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. О различных графических техниках. |
Обучающиеся должны уметь | Выполнять графический плоскостной натюрморт по представлению. Строить композиции на основе ритма пятна и линии. |
|
|
Содержание | ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ |
Краткая аннотация | Жанры в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта как изображение предметного мира. Художественно – выразительные средства натюрморта. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение переживаний и впечатлений художника. Виды пейзажей. Изображение обыденной жизни людей в истории искусств – бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Картины на библейские темы. |
Обучающиеся должны знать | Жанры живописи и историю их развития. Условности изобразительного языка. Картины выдающихся живописцев. |
Обучающиеся должны уметь | Распознавать различные жанры изобразительного искусства. Характеризовать смысл художественного образа. |
|
|
| ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА. ВЫСТАВКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ. |
Раздел VI
Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема урока
| Виды деятельности учащихся, УУД[1]
| Тип урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Дата | Внеурочная предметная деятельность (музеи, экскурсии, проекты и др,) | |
Раздел 1: ШРИФТЫ - 5 ч. |
| ||||||
1. |
Как писали на Руси. Вводное занятие. ТБ.
| Понимать значение славянской письменности для России. Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. |
| Знать историю возникновения славянской письменности и ее значение для принятия христианства на Руси. |
|
| |
2. | Искусство шрифта | Понимать букву как изобразительно – смысловой символ звука. |
| Понимать декоративный язык изобразительного искусства. |
| ||
3. | Дизайн плаката. Композиция плаката. | Приобретать представление о композиции шрифтового плаката. Понимание слова и строки как элементов плоскостной композиции. |
| Приобретать новые композиционные навыки, навыки ритмической организации плоскости. |
|
| |
4. | Шрифт декоративный | Различать «архитектуру» шрифта. |
| Применять печатное слово в качестве элемента графической композиции. Применять цвет в графических композициях. |
|
| |
5. | Поздравительная открытка «С Днем Учителя!». | Приобретать представление о композиции и цветовом оформлении поздравительного плаката. |
| Развивать культуру зрительского восприятия. |
|
| |
Раздел 2: НАТЮРМОРТ – 10 ч. |
| ||||||
1. | Изображение предметного мира. Композиция. | Рассуждать о роли воображения в художественном творчестве. Понимать и объяснять условности изобразительного языка. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве.
|
| Получать навыки художественного изображения предметов быта. |
|
| |
2. | Пятно – как средство выражения. | Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоскостных, символических) в зависимости от художественного изображения. Осваивать композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте.
|
| Уметь выделять композиционный центр.
|
| ||
3. | Композиция – ритм пятен. | Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. |
| Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов утвари. |
| ||
4. | Выразительность форм. | Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. |
| Уметь выделить композиционный центр в собственном изображении. |
|
| |
5. | Цвет в натюрморте. | Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. |
| Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Различать теплые и холодные цвета.
|
|
| |
с6. | Техника «сухая кисть». Натюрморт «Цветы в вазе». | Получать представление о работе в различных техниках. |
| Понимать роль цвета при выполнении натюрмортных композиций. |
|
| |
7. | Техника «сухая кисть». «Моя любимая игрушка». | Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. |
| Получить навык художественного изображения методом «сухая кисть». |
|
| |
8. | Техника «тычок». Натюрморт с апельсином. | Рассуждать о разных художественных материалах и техниках и их выразительных свойствах. |
| Уметь работать в разных художественных техниках. Уметь применять знания и навыки при работе в различных техниках при решении художественной задачи в своей работе. |
|
| |
9. | Натюрморт - в графике | Получать первичные знания о графическом изображении натюрморта. |
| Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта по представлению. Приобретать творческий опыт восприятия графических произведений. |
|
| |
10. | Натюрморт - автопортрет | Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. |
| Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. |
|
| |
Раздел 3 ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ. ИСТОКИ. – 5 часов | |||||||
1. | Декоративно-прикладное искусство России. Истоки. | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного декора. |
| Распознавать и систематизировать зрительный ряд материалов по декоративно-прикладному искусству. Размышлять об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства. |
|
| |
2. | Символы и солярные знаки. Символ солнца. | Раскрывать символические значения, содержательный смысл знаков-образов в декоративном искусстве. |
| Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту. |
|
| |
3. | Древо жизни. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного прикладного искусства Древних славян, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Рассуждать о связи произведений народного искусства с природой |
| Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах, народной вышивке, резьбе и росписи по дереву. |
|
| |
4. | Образ матери. Образы коня и всадника на коне. | Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Осознавать восприятие солярных знаков как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
|
| Находить общие черты в разных произведениях народного искусства. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. |
|
| |
5. | Символ «Птица счастья». |
Понимать, что декор это не только украшение, но и носитель жизненно-важных смыслов.
|
| Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Понимать и объяснять ценность уникального народного искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. |
|
| |
Раздел 4 ИГРУШЕЧНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА – 5 часов
| |||||||
1. | Матрешка. История возникновения | Размышлять об истоках возникновения современной народной игрушки. |
| Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать игрушки ведущих народных промыслов. |
|
| |
2. | Матрешка | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. |
| Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
|
| |
3. | Городецкая роспись. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народных промыслов |
| . Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. |
|
| |
4. | Дымково. Глиняная игрушка. | Размышлять о магической роли глиняной игрушки в глубокой древности. Находить традиционные древние образы в современных игрушках. |
| Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла. |
|
| |
5. | Каргопольская и филимоновская игрушки. | Осознавать единство формы и декора в народной игрушке. Различать особенности цветового строя, основных декоративных элементов росписи глиняных игрушек. |
| Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. |
|
| |
Раздел 5 ГРАФИКА 5 часов | |||||||
1. | Графика. Черное и белое. Чудо-рыба. | Осваивать первичные умения работать по представлению. Получать представление о различных графических техниках. |
| Развивать способность фантазировать. |
|
| |
2. | Занимательное насекомое. | Определять графическое изображение как ритм пятен и линий. |
| Приобретать опыт работы с графическими материалами и инструментами. |
|
| |
3. | Занимательное насекомое. Продолжение темы. | Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды. |
| Участвовать в обсуждении выразительности и художественности произведений изобразительного искусства, выполненных в технике «Графика». |
|
| |
4. | Фантазии на тему автомобиля. | Овладевать навыками работы с графическими материалами. |
| Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках. |
|
| |
5. | Итоговая работа темы «Графика». | Приобретать навык обобщенного, целостного видения формы. |
| Приобретать творческий опыт самостоятельного выполнения графических работ. Участвовать в выставке творческих работ. |
|
| |
Раздел 6 ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ – 3 часа | |||||||
1. | Жанры живописи. Натюрморт. Портрет. | Рассуждать о значении и роли искусства в жизни человека.
. |
| Объяснять, почему образуются разные виды искусства.
|
|
| |
2. | Жанры живописи. Пейзаж. Бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. | Учиться живому, эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства ради нового понимания жизни. |
| Называть разные виды искусства. Определять их назначение. |
|
| |
3. | Жанры живописи. Библейская живопись. Анималистический жанр. | Различать понятия: жанр, сюжет, содержание. Понимать историю развития жанров живописи как целостное представление о развитии культуры. |
| Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием. Активно участвовать в беседе по теме. |
|
| |
Раздел 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ГОДА - 1 час | |||||||
1. | Выставка работ учащихся. Подведение итогов. |
|
|
|
|
| |
Раздел VII
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические средства обучения
№ п/п | Учебно-методические средства обучения для обучающихся
| Расположение |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
Мультимедийные пособия
№ п/п | Мультимедийные пособия | Расположение |
1. |
|
|
2. |
|
|
Учебно-методические средства для учителя
№ п/п | Учебно-методические средства для учителя
| Расположение |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Словари и справочники
№ п/п | Словари и справочники
| Расположение |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Или в форме бланков
«Учебно – методическое обеспечение учебной темы»
Раздел VIII.1.
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Контрольно-измерительные материалы в виде
· специальных контрольно-методических срезов входного уровня обучаемости,
· промежуточная диагностика,
· диагностика результативности обучения по теме «в формате ФГОС» уровня развития предметных знаний, а также регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД по окончанию изучения темы.
Приложения[2] содержат:
Файл 1
Набор технологических карт уроков для изучения содержания данной темы с целеполаганием учителя и ученика.
Файл 2
Картотека форм и видов учебной работы по теме, систематизированная по параметрам учебного успеха ученика для обеспечения возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса, для построения программ развития ученика средствами учебного предмета. Карточки для индивидуальной работы для повторения. Разноуровневые домашние задания.
Файл 3
Темы учебных проектов. Информационная поддержка – литература, сайты и т.д.
Файл 4
Медиа-сопровождение темы: разработки уроков с компьютерными презентациями, учебные и познавательные компьютерные программы, Интернет- сайты, видеофайлы и т.д.
Файл 5
Таблицы и раздаточный материал по ____ для _____ класса.
Файл 6
Материалы для подготовки к переводному экзамену. Материал экзаменационной работы.
Раздел VIII.2.
Краткое обобщение результатов успеваемости _______ класса
в предыдущем учебном году
В ____ классе ____ учащихся. Большинство учеников класса имеют высокий уровень мотивации, способны быстро и качественно выполнять задания, внимательно слушать объяснения учителя, а также находить и обрабатывать нужную информацию самостоятельно.
По результатам диагностики актуального уровня знаний выделяется группа обучающихся нуждающихся в индивидуальной педагогической помощи:
Фамилия, имя | Основные направления педагогической помощи при освоении обучающимся программы _____ класса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|