Рабочая программа по черчению. 8 класс

Печать

 

 

          

Аннотация

к рабочей программе по черчению

8 класс

        Рабочая программа по черчению в 8 классе создана на основе: 1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г.). Рабочей программы к учебнику Черчение. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2012; ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Черчение. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2012.

 

 Место предмета в учебном плане:

Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе. Количество часов по авторской программе – 34 (1 час в неделю), по рабочей программе - 34 часа (1 час в неделю). Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в соответствии с авторской программой.

 

                                                             Учебно-методический комплект включает в себя:

 

1.Рабочие программы: Рабочая программа к учебнику «Черчение». Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2012

 2. Учебник: Черчение. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2014

 3. Поурочные разработки. ЕрохинаГ.Г. «Универсальные поурочные разработки по Черчению к УМК Ботвинникова А.Д. и др.». ВАКО 2011 год.

 4.  В.И.Вышнепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского. – Москва: Астрель, 2015 .

 5. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. «Методическое пособие к учебнику «Черчение», АСТ Астрель, 2006г.

 6. В.Н. Виноградов «Тематическое и поурочное планирование по черчению» к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение».

 7. Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. «Словарь-справочник по черчению» – М., Просвещение, 2008 г.

 8.ВоротниковИ.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2009 г.

 9.Единая коллекция образовательных ресурсов- http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject =36

 

 Планируемые результаты освоения учебной программы:

 Личностные УУД:

 · устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

· сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;

 · способность выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нормах морали.

 · уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

 · Осознание своего долга и ответственности перед людьми своего общества, своей страной;

 

Регулятивные УУД:

 · постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач;

 · формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

 · умение планировать пути достижения намеченных целей;

 · умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

 · умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

 · владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;

 · формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

 · умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях.

 

Познавательные УУД :

 · формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

 · осуществлять синтез как составление целого из частей;

  строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

 · синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

 · выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;

 · самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;

 · самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

 Коммуникативные УУД :

 · умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 · умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

 · уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;

 · вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи;

 · овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Предметные результаты:

 1.         Учащиеся должны знать:

 ·         об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;

 ·         об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;

 ·         о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

 ·         о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;

 ·         о правилах оформления чертежей;

 ·         о методах проецирования;

 ·         о видах соединений;

 ·         о чертежах различного назначения.

 2.         К окончанию 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 ·         правильно пользоваться чертежными инструментами;

 ·         выполнять геометрические построения;

 ·         наблюдать и анализировать форму несложных предметов;

 ·         выполнять технический рисунок;

 ·         выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;

 ·         читать чертежи несложных изделий;

 ·         осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;

 ·         изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат;

 ·          применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.

                                                   Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по черчению.

  Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.

 

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе.

 За графические работы выставляются две оценки: за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

 1.Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

 2.Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

Нормы оценок при устной проверке знаний.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

 а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

 б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

 в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

 а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

 б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

 в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

 а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

 б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

 Оценка «2» ставится, если ученик:

 а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала; б) ответы строит не связанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

                                            Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

 а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

 б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

 а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

 б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

  Оценка «3» ставится, если ученик:

 а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

 б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

 а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

 б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

 

 Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

 В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

 

                                                   Содержание учебного предмета и календарное планирование

 

Содержание

Количество часов

Вводное занятие. ТБ. Предмет «Черчение»

1

Аксонометрические проекции

5

Ортогональное проецирование

9

Разрезы на аксонометрических проекциях

2

Разрезы и сечения

5

Чтение и выполнение чертежей

6

Сборочные чертежи

4

Итоговое занятие года

1

Всего:

34

 

 

 

  

 

Тематическое (поурочное) планирование

                                                                               с определением основных видов учебной деятельности

    


занятия

Тема урока




Виды деятельности учащихся,  УУД

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

 

1.

 

Предмет «Черчение. История возникновения чертежа. Форматы. Рамка. Основная надпись.

 

 

 Определить место предмета в цепи школьных наук. Воспитание чувства ответственности при подготовке к уроку.

 

 

Знать историю возникновения чертежа. Понятие стандарты. Форматы, Масштабы, Правила начертания рамки. Правила композиции листа. Уметь пользоваться чертежными инструментами. Уметь подготовить лист для построения чертежа

 

1.

Аксонометрические проекции (диметрия, изометрия). Изометрическая проекция куба.

 Навыки графической культуры. Научить последовательности построения объёмных изображений на осях.

 

 Знать способы построения изометрических проекций геометрических тел

 

2.

Преобразование формы предмета.

 Развитие пространственного воображения. Элементы преобразования формы геометрических тел.

 

 Уметь строить изометрические проекции геометрических тел с элементами преобразования их формы.

 

3.

Аксонометрические проекции геометрических тел (призма шестиугольная, пирамида)

 Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции». Познакомиться с приёмами деления окружности на равные части, освоение практического применения этих построений при выполнении чертежей.

 

 Усовершенствовать навыки графической культуры построения чертежей. Уметь строить изометрические проекции многогранных геометрических тел.

 

4.

Построение овала. Изометрические проекции тел вращения (цилиндр).

 Освоить алгоритм построения Изометрической проекции окружности. Этапы построения овала.

 

 Умения работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения самостоятельного построения овала

 

5.

Построение изометрической проекции конуса.

 Закрепление навыков построения изометрических проекций тел вращения.

 

 Умение работать чертежными инструментами. Умения самостоятельно строить овал.

 Знать названия и алгоритм построения изометрических проекций тел вращения.

 

1.

Прямоугольное проецирование на три плоскости. Виды чертежа. Три вида куба и параллелепипеда.

 Познакомиться с понятием «Проецирования», научиться способам получения проекций. Научиться приемам построения третьего вида с помощью вспомогательной прямой и без неё. Воспитание самостоятельности при выполнении работы.

 

 Уметь решать задачи на построения третьих проекций точек, отрезков и геометрических фигур.

2.

Построение трех видов предмета после преобразования его формы.

 Освоить правила построения и оформления комплексных чертежей. Знать названия и правила расположения на чертеже видов геометрических тел.

 

 Уметь строить комплексный чертеж по аксонометрической проекции геометрического тела.

3.

Построение комплексных чертежей тел вращения.

 Выполнять практические задачи по построению чертежей. Применять знания геометрии при построении чертежей. Выполнять чертеж детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве

 

По аксонометрической проекции предмета построить комплексный чертеж. Выбрать необходимое количество видов. Правильно оформить чертеж (размеры, надписи, рамка).

4.

Развертки.

 Расширить знания о применении чертежей в различных сферах деятельности человека. Познакомить с принципом построения разверток.

 

 Аккуратность и точность построения. Умение создавать из развёрток объёмные геометрические тела.

5.

Развертки.

 Расширить знания о применении чертежей в различных сферах деятельности человека. Познакомить с принципом построения разверток. Научить применять знания, полученные на уроках математики, при построении чертежей.

 

 Уметь анализировать форму предмета для построения развёрток.

6.

Построение отверстий на геометрических телах

 Продолжение развития пространственного мышления и навыков построения чертежа.

 

 Уметь изменять форму предмета с построением сквозных отверстий.

7.

Размеры на чертеже. Правила нанесения

 Понятия о правилах нанесения необходимого количества размеров на чертеже, достаточного для изготовления объекта.

 

 Уметь определять наименьшее, но достаточное количество размеров, необходимое для изготовления детали на производстве.

8.

Нанесение размеров на окружности.

 Освоение правил оформления чертежа.

 

 Уметь правильно оформлять чертеж и наносить размеры.

9.

 

 

 

 

1.

Разрезы (вырезы) на аксонометрических проекциях. Правила нанесения штриховки.

 Усовершенствовать умение строить изометрические проекции окружностей (овалов), расположенных в разных плоскостях проекций. Осваивать правила построения вырезов и правила нанесения штриховки на вырезах.

 

Уметь строить овалы в разных плоскостях проекций. Уметь строить вырезы. Уметь анализировать расположение элементов геометрических тел в пространственном угле. 

2.

Построение вырезов на аксонометрии.

 Совершенствование знаний и умений в построении вырезов.

 

 Уметь строить вырезы на геометрических телах с видоизмененной формой.

Уметь производить анализ формы предмета. Уметь строить вырезы на предметах, состоящих из нескольких геометрических тел. Уметь логически мыслить.

1.

Виды разрезов. Полный разрез.

 Совершенствовать пространственное мышление. Учиться видеть форму детали в процессе построения разреза. Осваивать навыки нанесения штриховки при построении разрезов.

 

 Уметь строить полные разрезы. Знать различные виды штриховок.

2.

Соединение половины вида с половиной разреза.

 Осваивать навыки построения разрезов, различных их видов.

 

 Знать правила построения разрезов.

3.

Местные разрезы.

Освоить правила построения местных разрезов. 

 

 Уметь строить местные разрезы.

4.

Сечения. Отличия сечений от разрезов.

 Научиться определять отличия разрезов и сечений. Освоить правила построения сечений. Ознакомление с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.

 

 Уметь определять элементы деталей, для выявления формы которых необходимо применение сечений. Умеь правильно выполнять построение сечений и наносить штриховку.

5.

Сложные (ступенчатые) разрезы.

 

 

 

1.

Выбор главного вида и масштаба изображения.

 Учиться находить главный вид. Определять необходимое и достаточное количество видов для построения чертежа. Выполнять необходимые геометрические построения.

 

 Уметь графически правильно строить чертежи с определением необходимого количества видов, разрезов и размеров.

2.

Построение чертежа детали с выполнением необходимых разрезов.

  Научиться определять необходимое количество разрезов для определения строения детали. Совершенствовать графические навыки при выполнении штриховки.

 

 Уметь графически правильно выполнять построение разрезов.

3.

Чтение и выполнение чертежей на основе анализа формы предмета.

Научиться видеть в сложной форме детали простые геометрические тела, строить чертёж с учетом геометрической формы предмета. Развивать пространственное мышление.

 

 Уметь находить в сложной форме детали простые геометрические тела, строить чертёж с учетом геометрической формы предмета. Развивать пространственное мышление.

4.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней геометрических тел, составляющих форму предмета.

 Научиться по чертежу узнавать простые геометрические тела.

Развивать пространственное и логическое мышление.

 

 Уметь логически мыслить при нахождении на чертеже вершин, рёбер, граней геометрических тел, составляющих форму объекта.

5.

Нахождение точек, лежащих на поверхности предмета.

 Научиться производить различные геометрические построения для нахождения точек, лежащих на поверхности предмета.

 

 Уметь производить различные геометрические построения для нахождения точек, лежащих на поверхности предмета.

6.

Разъемные и неразъемные соединения. Обозначение резьбы.

 Научиться определять по чертежу виды соединения деталей. Освоение навыков изображения различных разъёмных и неразъемных соединений на чертежах.

 

 Уметь выполнять чертежи резьбовых соединений деталей. Знать правила изображения резьбовых соединений. Уметь работать со справочными материалами.

1.

Сборочный чертеж. Изображения, штриховка, размеры. Спецификация.

 Развивать умение чтения и деталировки чертежей объектов, состоящих из нескольких деталей.

 

 Уметь использовать на практике, обобщать и систематизировать полученные знания о сборочных чертежах.

2.

Чтение чертежей. Деталировка.

 Приобрести навыки устного чтения чертежей.

 

 Уметь читать чертежи, находить объекты, составляющие сборочный чертеж.

3.

Выполнение чертежа детали, входящей в состав сборочной единицы.

 Выполнение чертежей простейших сборочных объектов. Совершенствование умений и навыков использования ГОСТов и ЕСКД, справочной литературы. Применять полученные знания для решения задач с творческим содержанием.

 

 Уметь выполнять чертежи простейших сборочных объектов. Уметь использовать ГОСТы и ЕСКД, справочную литературу. Применять полученные знания для решения задач с творческим содержанием.

4.

Подведение итогов.