Аннотация
к рабочей программе по черчению
8 класс
Рабочая программа по черчению в 8 классе создана на основе: 1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273; 2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г.). Рабочей программы к учебнику Черчение. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2012; ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Черчение. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2012.
Место предмета в учебном плане:
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе. Количество часов по авторской программе – 34 (1 час в неделю), по рабочей программе - 34 часа (1 час в неделю). Содержание, а также последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей и авторской программах находятся в соответствии с авторской программой.
Учебно-методический комплект включает в себя:
1.Рабочие программы: Рабочая программа к учебнику «Черчение». Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2012
2. Учебник: Черчение. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И. С. ACT, Астрель 2014
3. Поурочные разработки. ЕрохинаГ.Г. «Универсальные поурочные разработки по Черчению к УМК Ботвинникова А.Д. и др.». ВАКО 2011 год.
4. В.И.Вышнепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского. – Москва: Астрель, 2015 .
5. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. «Методическое пособие к учебнику «Черчение», АСТ Астрель, 2006г.
6. В.Н. Виноградов «Тематическое и поурочное планирование по черчению» к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение».
7. Воротников И.А. Виноградов В.Г. и др. «Словарь-справочник по черчению» – М., Просвещение, 2008 г.
8.ВоротниковИ.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2009 г.
9.Единая коллекция образовательных ресурсов- http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject =36
Планируемые результаты освоения учебной программы:
Личностные УУД:
· устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
· сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;
· способность выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нормах морали.
· уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.
· Осознание своего долга и ответственности перед людьми своего общества, своей страной;
Регулятивные УУД:
· постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач;
· формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
· умение планировать пути достижения намеченных целей;
· умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
· умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
· владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
· формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
· умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях.
Познавательные УУД :
· формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
· синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
· самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
· самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД :
· умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
· умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
· уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
· вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи;
· овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
1. Учащиеся должны знать:
· об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;
· об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
· о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
· о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
· о правилах оформления чертежей;
· о методах проецирования;
· о видах соединений;
· о чертежах различного назначения.
2. К окончанию 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
· правильно пользоваться чертежными инструментами;
· выполнять геометрические построения;
· наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
· выполнять технический рисунок;
· выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
· читать чертежи несложных изделий;
· осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
· изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат;
· применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по черчению.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы. Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе.
За графические работы выставляются две оценки: за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1.Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2.Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа). После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях. Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
Нормы оценок при устной проверке знаний.
Оценка «5» ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала; б) ответы строит не связанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Содержание учебного предмета и календарное планирование
Содержание |
Количество часов |
Вводное занятие. ТБ. Предмет «Черчение» |
1 |
Аксонометрические проекции |
5 |
Ортогональное проецирование |
9 |
Разрезы на аксонометрических проекциях |
2 |
Разрезы и сечения |
5 |
Чтение и выполнение чертежей |
6 |
Сборочные чертежи |
4 |
Итоговое занятие года |
1 |
Всего: |
34 |
Тематическое (поурочное) планирование
с определением основных видов учебной деятельности
№ |
Тема урока
|
Виды деятельности учащихся, УУД |
Тип урока |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся |
|
1. |
Предмет «Черчение. История возникновения чертежа. Форматы. Рамка. Основная надпись.
|
Определить место предмета в цепи школьных наук. Воспитание чувства ответственности при подготовке к уроку. |
|
Знать историю возникновения чертежа. Понятие стандарты. Форматы, Масштабы, Правила начертания рамки. Правила композиции листа. Уметь пользоваться чертежными инструментами. Уметь подготовить лист для построения чертежа |
|
1. |
Аксонометрические проекции (диметрия, изометрия). Изометрическая проекция куба. |
Навыки графической культуры. Научить последовательности построения объёмных изображений на осях. |
|
Знать способы построения изометрических проекций геометрических тел |
|
2. |
Преобразование формы предмета. |
Развитие пространственного воображения. Элементы преобразования формы геометрических тел. |
|
Уметь строить изометрические проекции геометрических тел с элементами преобразования их формы. |
|
3. |
Аксонометрические проекции геометрических тел (призма шестиугольная, пирамида) |
Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции». Познакомиться с приёмами деления окружности на равные части, освоение практического применения этих построений при выполнении чертежей. |
|
Усовершенствовать навыки графической культуры построения чертежей. Уметь строить изометрические проекции многогранных геометрических тел. |
|
4. |
Построение овала. Изометрические проекции тел вращения (цилиндр). |
Освоить алгоритм построения Изометрической проекции окружности. Этапы построения овала. |
|
Умения работать чертежными инструментами, повторять действия учителя и умения самостоятельного построения овала |
|
5. |
Построение изометрической проекции конуса. |
Закрепление навыков построения изометрических проекций тел вращения. |
|
Умение работать чертежными инструментами. Умения самостоятельно строить овал. Знать названия и алгоритм построения изометрических проекций тел вращения. |
|
1. |
Прямоугольное проецирование на три плоскости. Виды чертежа. Три вида куба и параллелепипеда. |
Познакомиться с понятием «Проецирования», научиться способам получения проекций. Научиться приемам построения третьего вида с помощью вспомогательной прямой и без неё. Воспитание самостоятельности при выполнении работы. |
|
Уметь решать задачи на построения третьих проекций точек, отрезков и геометрических фигур. |
|
2. |
Построение трех видов предмета после преобразования его формы. |
Освоить правила построения и оформления комплексных чертежей. Знать названия и правила расположения на чертеже видов геометрических тел. |
|
Уметь строить комплексный чертеж по аксонометрической проекции геометрического тела. |
|
3. |
Построение комплексных чертежей тел вращения. |
Выполнять практические задачи по построению чертежей. Применять знания геометрии при построении чертежей. Выполнять чертеж детали по наглядному изображению с изменением положения детали в пространстве |
|
По аксонометрической проекции предмета построить комплексный чертеж. Выбрать необходимое количество видов. Правильно оформить чертеж (размеры, надписи, рамка). |
|
4. |
Развертки. |
Расширить знания о применении чертежей в различных сферах деятельности человека. Познакомить с принципом построения разверток. |
|
Аккуратность и точность построения. Умение создавать из развёрток объёмные геометрические тела. |
|
5. |
Развертки. |
Расширить знания о применении чертежей в различных сферах деятельности человека. Познакомить с принципом построения разверток. Научить применять знания, полученные на уроках математики, при построении чертежей. |
|
Уметь анализировать форму предмета для построения развёрток. |
|
6. |
Построение отверстий на геометрических телах |
Продолжение развития пространственного мышления и навыков построения чертежа. |
|
Уметь изменять форму предмета с построением сквозных отверстий. |
|
7. |
Размеры на чертеже. Правила нанесения |
Понятия о правилах нанесения необходимого количества размеров на чертеже, достаточного для изготовления объекта. |
|
Уметь определять наименьшее, но достаточное количество размеров, необходимое для изготовления детали на производстве. |
|
8. |
Нанесение размеров на окружности. |
Освоение правил оформления чертежа. |
|
Уметь правильно оформлять чертеж и наносить размеры. |
|
9. |
|
|
|
|
|
1. |
Разрезы (вырезы) на аксонометрических проекциях. Правила нанесения штриховки. |
Усовершенствовать умение строить изометрические проекции окружностей (овалов), расположенных в разных плоскостях проекций. Осваивать правила построения вырезов и правила нанесения штриховки на вырезах. |
|
Уметь строить овалы в разных плоскостях проекций. Уметь строить вырезы. Уметь анализировать расположение элементов геометрических тел в пространственном угле. |
|
2. |
Построение вырезов на аксонометрии. |
Совершенствование знаний и умений в построении вырезов. |
|
Уметь строить вырезы на геометрических телах с видоизмененной формой. Уметь производить анализ формы предмета. Уметь строить вырезы на предметах, состоящих из нескольких геометрических тел. Уметь логически мыслить. |
|
1. |
Виды разрезов. Полный разрез. |
Совершенствовать пространственное мышление. Учиться видеть форму детали в процессе построения разреза. Осваивать навыки нанесения штриховки при построении разрезов. |
|
Уметь строить полные разрезы. Знать различные виды штриховок. |
|
2. |
Соединение половины вида с половиной разреза. |
Осваивать навыки построения разрезов, различных их видов. |
|
Знать правила построения разрезов. |
|
3. |
Местные разрезы. |
Освоить правила построения местных разрезов. |
|
Уметь строить местные разрезы. |
|
4. |
Сечения. Отличия сечений от разрезов. |
Научиться определять отличия разрезов и сечений. Освоить правила построения сечений. Ознакомление с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений. |
|
Уметь определять элементы деталей, для выявления формы которых необходимо применение сечений. Умеь правильно выполнять построение сечений и наносить штриховку. |
|
5. |
Сложные (ступенчатые) разрезы. |
|
|
|
|
1. |
Выбор главного вида и масштаба изображения. |
Учиться находить главный вид. Определять необходимое и достаточное количество видов для построения чертежа. Выполнять необходимые геометрические построения. |
|
Уметь графически правильно строить чертежи с определением необходимого количества видов, разрезов и размеров. |
|
2. |
Построение чертежа детали с выполнением необходимых разрезов. |
Научиться определять необходимое количество разрезов для определения строения детали. Совершенствовать графические навыки при выполнении штриховки. |
|
Уметь графически правильно выполнять построение разрезов. |
|
3. |
Чтение и выполнение чертежей на основе анализа формы предмета. |
Научиться видеть в сложной форме детали простые геометрические тела, строить чертёж с учетом геометрической формы предмета. Развивать пространственное мышление. |
|
Уметь находить в сложной форме детали простые геометрические тела, строить чертёж с учетом геометрической формы предмета. Развивать пространственное мышление. |
|
4. |
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней геометрических тел, составляющих форму предмета. |
Научиться по чертежу узнавать простые геометрические тела. Развивать пространственное и логическое мышление. |
|
Уметь логически мыслить при нахождении на чертеже вершин, рёбер, граней геометрических тел, составляющих форму объекта. |
|
5. |
Нахождение точек, лежащих на поверхности предмета. |
Научиться производить различные геометрические построения для нахождения точек, лежащих на поверхности предмета. |
|
Уметь производить различные геометрические построения для нахождения точек, лежащих на поверхности предмета. |
|
6. |
Разъемные и неразъемные соединения. Обозначение резьбы. |
Научиться определять по чертежу виды соединения деталей. Освоение навыков изображения различных разъёмных и неразъемных соединений на чертежах. |
|
Уметь выполнять чертежи резьбовых соединений деталей. Знать правила изображения резьбовых соединений. Уметь работать со справочными материалами. |
|
1. |
Сборочный чертеж. Изображения, штриховка, размеры. Спецификация. |
Развивать умение чтения и деталировки чертежей объектов, состоящих из нескольких деталей. |
|
Уметь использовать на практике, обобщать и систематизировать полученные знания о сборочных чертежах. |
|
2. |
Чтение чертежей. Деталировка. |
Приобрести навыки устного чтения чертежей. |
|
Уметь читать чертежи, находить объекты, составляющие сборочный чертеж. |
|
3. |
Выполнение чертежа детали, входящей в состав сборочной единицы. |
Выполнение чертежей простейших сборочных объектов. Совершенствование умений и навыков использования ГОСТов и ЕСКД, справочной литературы. Применять полученные знания для решения задач с творческим содержанием. |
|
Уметь выполнять чертежи простейших сборочных объектов. Уметь использовать ГОСТы и ЕСКД, справочную литературу. Применять полученные знания для решения задач с творческим содержанием. |
|
4. |
Подведение итогов. |
|
|
|